понедельник, 9 мая 2011 г.

Роль учителя в духовно- нравственном воспитании учащихся

Тема нравственного воспитания на уроках литературы настолько не нова, что как- то неловко пытаться в очередной раз об этом высказываться. Но , сожалению, несмотря на то, что педагоги тысячу раз высказывались о нравственном потенциале уроков литературы, ученики не стали «нравственнее».К сожалению, мы должны признать ,что нравственность наших учеников сегодня, как и нравственность всего общества, сомнительна. Последние десять лет телевидение, кино, пресса с успехом разрушают в душах детей то «разумное, доброе» и, как нам казалось, Поэтому, говоря о духовно- нравственном воспитании учащихся, следует поговорить и о роли педагога.
О роли и месте учителя в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех святых дел»
И в этом смысле возрастает роль прежде всего учителя литературы. Еще В.Г. Белинский говорил: «Литература учит быть человеком»…
Понятие «хороший учитель» включает множество качеств, но важнейшими все-таки я считаю человеческую порядочность и искренность, когда обо всем, что говоришь и делаешь, воспитывая ребят, можешь сказать словами Владимира Высоцкого: «Ни единою буквой не лгу».
Главное средство воздействия на учеников — сам учитель, одинаковый с ребенком настрой его души, сердечное влияние и влечение.
«Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, — пишет епископ Феофан. — Один дух влияет на другой чувством» . Поэтому педагогу необходимо не только знать учебный материал, еще важнее для него умение показать его ценностную, нравственную значимость, организовать такие ситуации, когда ученики смогли бы в рамках классно-урочной системы «проживать» обучение.
Любовь к своему предмету, заинтересованность в изучаемой теме, по моему глубокому убеждению, сыграть нельзя. Рискую показаться банальной, но детей обмануть невозможно, сквозь любое актерское мастерство учителя рано или поздно они разглядят фальшь. И тогда все преподнесенные учителем истины будут подвергнуты сомнению, и уроки нравственности превратятся в уроки лицемерия, а не исключено, что и цинизма. Отсутствие учительской взволнованности, искреннего интереса к произведению, к обсуждаемой проблеме не удастся скрыть даже за использованием наглядности, технических средств обучения. Только искренность, сопереживание, боль душевная могут затронуть души учеников, вывести их из состояния душевного «сна» и равнодушия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий