четверг, 28 апреля 2011 г.

Роль школьного музея в воспитании патриотических качеств личности.


Сейчас мы переживаем сложное время: ни на экранах, ни в наших газетах нет людей, которые могли бы быть примером для молодого поколения, а ведь кто – то и что – то заменяет их. Духовность - это поле, и если не засевать его хорошими семенами, в итоге вырастут сорняки. Те негативные тенденции, что проявляются в современном обществе, выступают подтверждением этому, поэтому воспитание патриота, гражданина стало необходимым условием для возрождения России.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея. Это могучее средство обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей, так как ему присуще множество учебно-воспитательных и социально – культурных функций.
Героико-патриотическое воспитание у нас школе реализуется через музей, который осуществляет связь времен и даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодежи тех, кто жил до нас, кто сейчас рядом с нами. А рядом скромно живут ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны Вооруженных сил, участники Афганских, Чернобыльских и других локальных событий. Все они делятся воспоминаниями о грозных событиях, произошедших в их жизни, а главное для музея - многие оставляют ценные реликвии: документы, фотографии, вырезки из газет, свои воспоминания.
Материалы музея рассказывают о многих знаменитых земляках. Среди них   поэт и воин  Котов Борис Александрович- Герой Советского Союза;  Попов Георгий Евдокимович -  Герой Советского Союза, повторивший подвиг А. Матросова;   Милосердов Владимир Иванович, народный артист Российской Федерации; Савельев Виктор Сергеевич- главный хирург России,  Герой Социалистического Труда; Михаил Фирсов- художественный руководитель ансамбля «Русь».
А не так давно в школьном музее побывал Дважды Герой Социалистического Труда - Владимир Ярыгин. Сейчас он почетный гражданин Электростали, однако, родился и вырос в Пахотном Углу. Обладателю двух медалей «Серп и Молот» принадлежит немало изобретений, которыми до сих пор пользуются на заводах по всей стране. Школьный музей располагает   фотографиями, книгами, газетными вырезками, рассказывающими о герое ,  здесь же представлены и выточенные детали. Смотришь на эти экспонаты и кажется,  будто вся жизнь собрана в одном месте. Такие встречи пробуждают в  детях творческое  вдохновение.  Так, на встрече  один из моих учеников,  Ярыгин Д.,  прочитал свое стихотворение, посвященное известному  земляку.
На  базе музея проводятся уроки мужества, встречи с выпускниками школы, с ветеранами педагогического труда, продолжается кропотливая поисковая работа, записываются воспоминания родных и близких ветеранов войны и тружеников тыла.

В канун праздника Великой Победы в школе традиционно проходит конкурс сочинений по теме «Вклад моей семьи в Великую Победу», «Орден моего дедушки», «Тыл фронту», «С чего начинается Родина».  И каждое сочинение как крупица воспоминаний, чудом сбереженная, потому что многим  детям теперь уже не у кого спросить лично, какая была та война…
 Сейчас  стало особенно понятно, что  работа школьного очень  важна. В ходе сбора материалов для оформления экспозиций музея стало явным, что всё больше ребят проявляют интерес к героическому прошлому нашей страны, интересуются судьбой своих дедов, прадедов, отцов. А главное – не пропадает интерес к поиску, музей стал центром героико-патриотического воспитания на жизненных примерах своих земляков, дедов и прадедов.
Таким образом, встречаясь с интересными людьми, собирая материалы для музея, принимая участие в различных делах музея, учащиеся приобщаются к историческому и духовному наследию, а использование местного материала является важнейшим средством воспитания патриотизма и гражданственности.
Пройдут еще годы. Но мужество и героизм защитников Родины будут вечным образцом ратной доблести для грядущих поколений. А значит, остается надежда, что не прервется связь поколений.

3 комментария:

  1. В современном мире, в век научно-технического прогресса, школьные музеи также должны претерпевать изменения. Интерактивный музей привлекает больше внимания, особенно старшеклассников. Галереи Славы в интерактивном 3D исполнении - мечта любого ученика! Пока же остаемся на прежнем месте, продолжаем воспитывать чувство прекрасного с помощью рассказа и беседы во время посещения музея.

    ОтветитьУдалить
  2. Кто отказался бы от интерактивного музея?! Но наши реалии таковы, что мы собираем экспонаты, добываем краеведческий материал, встречаемся с ветеранами... Галереи Славы в 3D - здорово! Но выслушать ветерана, услышать звон медалей,
    аккуратно подержать старую фотографию в руках...

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Музей, как известно, это, прежде всего, память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. А идея об интерактивном музее замечательная, были бы средства!
    С уважением, Н. Н. Карпушова - учитель истории и обществознания МОУ Сосновской СОШ №1.

    ОтветитьУдалить